Добрый день, дорогие мои читатели!
Как выглядит медицинская диагностика и лечение в Китае и Тибете. Если Вы попадете на прием к китайскому врачу, первое на что он обратит свое внимание – Ваш внешний вид, поведение, осанку, цвет лица и чистоту кожи, волосы, ногти, мимику и жесты, глаза, нос, губы, ротовую полость, зубы, глотку.
Для диагностики китайский врач использует собственные органы чувств:
с помощью зрения, обоняния, осязания и слуха.
Китайская диагностика по языку опирается на опыт, накопленный тысячелетиями.
Согласно которой язык отражает состояние всего организма, он обладает прямой связью с сердцем, почками, селезенкой и печенью. Он характеризует состояние пустоты или полноты плотных и полых органов, крови и функционального начала, а так же всего организма.
Китайский врач в состоянии определить по цвету, форме, размеру, толщине, подвижности, эластичности, налету, влажности, запаху языка степень тяжести соответствующей болезни и прогнозировать ее развитие, а также специфическое болезнетворное начало.
Акустическая диагностика включает в себя: голос, речь, дыхание, кашель, рвоту, икоту, отрыжку, стон пациента.
Оценка выделений организма определяются по стулу, моче, слизи, рвотным массам.
Проводится исследование на запах.
А так же исследование пальпацией (ощупыванием) аускультацией (прослушиванием).
Опрос пациента.
Пульсовая диагностика.
Если Вам попадется в руки книга “Май-цзин» – классический труд о пульсе, то Вы поймете, отчего так важно проводить диагностику на обоих лучезапястных суставах.
В основу этой диагностики положена оценка качества пульсового удара, его положения (в глубине или на поверхности), скорости (медленный или быстрый), силы (сильный или слабый), и ритма (равномерный или прерывистый), получение на этой основе однозначной характеристики пульса и анализ последней применительно к конкретной болезни.
Характеристика пульса является важной основой диалектической диагностики в китайской медицине, она помогает при анализе причин болезни, оценке ее развития и определении терапии.
Согласно теории китайской медицины, взаимосвязь между изменением пульса и болезнью является весьма сложной. Обычно изменения пульса удерживаются в некоторых пределах, что определяет так называемую нормальную характеристику пульса.
При воздействии различных патологических факторов происходит изменение характеристик пульса, что позволяет судить о возникновении болезни.
Исходя из опыта накопленного китайской медициной, можно сделать вывод, что различным заболеваниям и состояниям, соответствуют различные патологические пульсы.
На этом наблюдении основано клиническое применение китайской пульсовой диагностики.
Надо отметить, что Тибетская врачебная наука представляет собой такую же уникальную систему методов диагностики и терапии.
Тибетская медицина берет свои истоки в древней медицинской традиции Индии и очень тесно связана с буддизмом. Буддийские идеи о непостоянстве природы и изменчивости мира, о единстве ума и тела, духовной и физической природы человека, является фундаментом тибетской медицины, которая всегда рассматривает целостную картину состояния ее динамики и предполагает комплексный подход к здоровью человека.
Одним из древнейших источников тибетской медицины является трактат «Джу – Чши» или «Четыре тантры», написанный предположительно в 4 веке нашей эры. В соответствии с этим трактатом существует 84000 различных нарушений здоровья. Все болезни подразделяются на 404 разновидности, которые делятся на 4 вида: наружные, которые лечатся диетой или отказом от вредных привычек; кармические, внутренние, вызванные духами (психические и нервные расстройства). В четырех частях этой книги подробно раскрываются причины и описание болезней, принципы лечения.
Согласно тибетской мудрости, формирование души зависит от жизненных сил. Именно жизненные силы питают нас и побуждают к действиям.
Если попытаться доступно изложить суть тибетской медицины, то безупречное здоровье – это есть равновесие трех энергий жизненных начал: энергия Ветра, энергия Желчи, энергия Слизи. Когда нарушается равновесие названных трех начал, появляются условия и причины для возникновения болезни. Условия – это факторы, способствующие полному развитию и созреванию причины.
Существует три главных вида условий:
1. условия формирования-увеличения, формирующие болезнь и увеличивающие ее;
2. условия накопления-возникновения, которые накапливают болезнь и являются причиной ее возникновения;
3. условия проявления, являющиеся причиной проявления накопленной (в скрытом виде) болезни.
Жизненные начала:
Газы (энергия Ветра) – (Жизненные; поднимающие к верху; распространяющиеся повсеместно; уравнивающие теплоту; очищающую на низ).
Желчь (способствующая пищеварению; видоизменяющая окраску; производящая; способствующая зрению; сообщающая отчетливость свету).
Слизи (основные; способствующие перегниванию; способствующая вкусовым ощущениям; удовлетворяющая; связующая).
Семь основных сил организма: физические составляющие – питательный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костно-мозговая масса, семя.
Составные элементы организма, суть: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство).
Продукты выделения: моча, кал, пот.
Таким образом, здоровье человека состоит из трех составляющих – жизненных начал, физических составляющих, продуктов выделения. При нарушении одного из названных составляющих возникают болезни Ветра, Желчи, Слизи, Крови, Желтой воды.
Диагностика осуществляется тибетскими докторами по пульсу, языку, моче. При исследовании хотя бы одного из указанных элементов, тибетскими докторами дается развернутый диагноз и полное лечение.
Всего же типов человеческого тела (конституций) в тибетской медицине семь. Эти типажи также определяют склонность к различным типам заболеваний. Например тип «желчь» определяет характер человека как вспыльчивый и склонный к болезням пищеварения, сердечно – сосудистым заболеваниям. Также все болезни в тибетской медицине делятся еще и по принципу «холод» – «жар». Соответственно и лекарства, которыми пользуются тибетские врачи различаются также по принципу проблем, вызванных нарушением баланса этих энергий. Именно поэтому вы не встретите в тибетской диагностике привычных нам названий болезней.
Тибетская медицина, в отличии от европейской, лечит не саму болезнь и ее последствия, а корень возникновения недуга, путем восстановления гармонии жизненных сил организма. Тибетский доктор выявляет даже те недуги, которые только зарождаются, и может дать советы по предотвращению развития того или иного недуга. По традиции Тибета все что есть на земле способно приносить пользу, а значит и быть лекарством.
Состав лекарственных препаратов в тибетской медицине:
-
1. целебные травы (цветы, листья, стебли, корни, плоды, семена, смолы, золы, камеди;
-
2. животное сырье: сердце, печень, желудок, желчь, рога, мускус;
3. минеральные вещества: золотой песок, медь, серебро, железо, агат, халцедон, жемчуг, кораллы, бирюза, различные соли и различные раковины моллюсков;
4. натуральное сырьё: мед, масла, мумие, спирты.
Данные препараты способствуют быстрому улучшению и восстановлению пациентов по сравнению с аналогичными химическими препаратами. Побочных действий аллергического и токсического характера у больных принимающих лекарственные препараты, приготовленные по старинным тибетским рецептам, не наблюдается. Средний срок лечения составляет 10 дней. При необходимости назначается повторный и “закрепляющий” курсы.
Кроме приема лекарств, тибетская медицина активно используют массажи и целительные свойства тибетских природных термальных источников, таких, как Ямбаджини, Дэчжун и другие. Для лечения используются компрессы, иглотерапия, прижигания и кровопускания, точечный массаж и втирания различных масел. Чаще всего используется традиционный тибетский массаж – растирание Ку – Нье.
Тибетская медицина неотделима от буддийской духовной практики. Если тибетец говорит о враче, то он подразумевает ламу. Многие современные тибетские врачи традиционно были монахами.
Изучение тибетской медицины было издавна доступно и для женщин. Поэтому, не следует удивляться, что в наше время можно легко встретить тибетскую женщину врача. Традиционно в Тибете все больницы и медицинские центры находились недалеко от монастырей. Во многих крупных монастырях Тибета нередко создавались специальные факультеты по изучению тибетской медицины.
В том что лама зачастую был и врачом присутствовал известный смысл, ведь согласно тибетскому традиционному подходу многие болезни имеют кармический характер, то есть их причины лежат в прошлых жизнях человека. Соответственно, в таких случаях возможности для излечения лежат скорее в духовных практиках, нежели в традиционных методах лечения. И в таком лечении используются специальные мантры, молитвы и медитативные практики.
В тибетском врачевании вообще часто используются различные мантры и молитвы адресованные буддам и бодхисатвам. Будда медицины считается покровителем тибетских практик направленных именно на оздоровление. Поэтому мантра Будды медицины чаще всего используется при любых методах оздоровления.
Изображение Будды медицины можно увидеть на тибетских традиционных танка, он изображается с телом синего цвета, а в руках держит сосуд с амритой – нектаром долгой жизни.
О диагностике можно прочесть здесь!
Удачи вам друзья и здоровья!
Спасибо за полезную информацию.
Рада, что Вам нравится мой сайт. Подпишитесь на обновления, буду рада видеть Вас в подписчиках. Хорошего дня!